На сообщение в СМИ: уровень информационной компетентности учащихся выше, чем у преподавателей

Прочел в газете слова директора Департамента государственной политики в области образования Минобрнауки Игоря Реморенко: «по данным исследования Минобрнауки уровень информационной компетентности учащихся выше, чем у преподавателей».

Считаю, что проблема российских вузов – низкая актуальность материала, используемого для преподавания, что особенно характерно для сферы информационных технологий. Одна из причин – старение профессорско-преподавательского состава, «вымывание» из него наиболее инициативных и способных к восприятию постоянных технических и социально-экономических изменений в период с начала 90-х до последнего времени.
Решение данной проблемы должно быть комплексным, в числе прочего оно должно включать:
– стимулирование молодых специалистов к научной и преподавательской деятельности (в первую очередь материальное, т.к. моральное себя за последние десятилетия сильно дискредитировало);
– стимулирование научных изысканий в высшей школе (не формальное: недавно читая лекции в зарубежном вузе, столкнулся с многочисленной группой отдыхающих профессоров из Москвы, оказывается, они параллельно работают в фонде, выдающем государственные гранты на научные исследования и оформили свою поездку на отдых в виде такого гранта);
– совершенствование системы карьерного роста для проявивших способности в науке и преподавании. Иногда их развитие подавляется престарелыми руководителями «держащимися за кресло» и стремящимися к тому, чтобы подчиненные не превосходили их в профессиональных качествах (замечу, что отсутствие данного недостатка в отношении моего нынешнего места работы явилось основной причиной перехода в данный вуз);
– борьба с коммерческими вузами и филиалами государственных вузов, функционирующими только ради извлечения прибыли. На местах сталкиваешься с тем, что даже государственные московские вузы, размещая в регионах свои филиалы, фактически руководствуются принципом колониальных держав 18-19 веков – извлечь из территории как можно больше ресурсов. В таких вузах отсутствует научная деятельность, а учебная (в целях снижения затрат) осуществляется формально – фактически там никого ничему не учат;
– борьба с коррупцией в высшей школе – для некоторых, в том числе даже руководящих, сотрудников данной сферы коррупция становится важным направлением деятельности (отмечу, что такая ситуация складывается далеко не во всех вузах и по моим данным страдают от этого экономические, юридические и медицинские вузы). Эти люди образуют устойчивые, вертикально интегрированные союзы в рамках вуза и привлекают, иногда при помощи принуждения, к своей деятельности молодых преподавателей. В результате научная и учебная деятельность в вузе парализуется и превращается в формальность, а смысл своей работы преподаватели видят в поборах со студентов.
Снова отмечу, что важно использовать вышеупомянутые принципы в комплексе. Не только карать за нарушения, но и поощрять к созидательной деятельности (согласно ключевому принципу теории мотивации – «принципу кнута и пряника»).

Чтобы оставить комментарий, необходимо Авторизоваться.

Если вы не имеете своей учётной записи, зарегистрируйтесь, пожалуйста.