Дисциплина Экономика фирмы

Рабочая программа дисциплины «Экономика фирмы»

Целями освоения курса экономика фирмы являются приобретение студентами комплексных знаний о принципах  и закономерностях функционирования фирмы как хозяйственной системы, о методах планирования и управления деятельностью фирмы в целях повышения ее эффективности. 

В курсе изучаются понятие фирмы (предприятия), рассматриваются основные ее ресурсы (основные, оборотные, трудовые) и результаты деятельности (продукция, рентабельность).

Разделы предмета Экономика фирмы


  1. Предприятие и организация – основные звенья экономики: Общие проблемы организации рыночной экономики. Понятие фирма и ее среда. Основные признаки фирмы и их классификация. Фирменный стиль и товарный знак фирмы. Производственное предприятие.
  2. Ресурсы и их использование: Материальные ресурсы и их использование. Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация нематериальных активов. Понятие, состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств. Восстановление, выбытие и учет основных средств. Анализ и показатели эффективности использования основных средств. Понятие, классификация, состав и структура оборотных средств. Нормирование оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. Трудовые ресурсы. Персонал предприятия и его структура. Определение потребности в персонале. Управление персоналом. Условия труда. Производительность труда. Мотивация и оплата труда персонала. Оплата труда.
  3. Результаты деятельности фирмы: Продукт и услуга: методы и единицы измерения. Экономическое обоснование товарной политики фирмы. Стоимостные формы учета выпуска и реализации продукции (работ, услуг). Понятие и виды издержек, их классификация. Постоянные и переменные затраты. Классификация затрат по экономическим элементам. Смета затрат. Калькуляция себестоимости и ее значение. Основные показатели себестоимости товарной продукции. Ценовая политика: понятие, цели и задачи. Ценообразование: этапы и методы формирования. Системы цен. Виды цен. Ценовая стратегия фирмы. Финансовые результаты деятельности фирмы. Формирование финансового результата в современных условиях. Состав балансовой прибыли. Механизм распределения использования доходов фирмы. Рентабельность фирмы. Финансовая отчетность фирмы и ее значение. Оценка финансовой устойчивости фирмы. Оценка платежеспособности фирмы. Оценка деловой активности фирмы.