Хасаншин И. А. Теоретические основы логистизации сбытовой деятельности предприятий пищевой промышленности. (ч. 1)

Введение


Переход предприятий пищевой промышленности на рыночные условия работы вызвал настоятельную необходимость появления новых организационных форм, приемов и методов управления процессами сбыта готовой продукции. Это обосновано в первую очередь тем, что работа предприятий в рыночной среде без соответствующего научно обоснованного инструментария привела к диспропорциям в организации управления товародвижением, нестабильности и предкризисному состоянию. Между тем, практика требует решения проблем экономики и коммерции в организации управления товародвижением пищевой продукции на научной основе, что необходимо для развития потребительского рынка в новых условиях.

Основными объектами исследования при изучении систем товародвижения потребительского рынка являются информационные потоки, материальные потоки и логистические операции над ними.

Весьма широк круг трудов, посвященных сфере анализа и синтеза логистических систем управления товарными потоками, среди которых необходимо отметить работы таких ученых, как Гаджинского А. М., Гордона М.П., Дарбиняна М.М., Залмановой М.Е., Инютина К.В., Новикова Д.Т., Новикова О.А., Плоткина Б.К., Проценко О.Д., Семененко А.И., Сергеева В.И., Сосуновой Л.А., Стаханова В.Н., Щербакова В.В.

Однако проблема разработки оптимального механизма логистизации процессов сбыта пищевой продукции на потребительском рынке, то есть разработки методики управления товарными потоками, ориентированной на максимизацию коммерческих результатов деятельности предприятия, специально не рассматривалась и с позиций логистики остается малоизученной.

Следует отметить, что отечественные разработки в области логистики касаются в основном организации движения потоков продукции производственно-технического назначения. Потоки же продовольственных товаров имеют определенную специфику. Кроме того, методы логистического совершенствования систем сбыта готовой продукции, используемые в странах с развитой рыночной экономикой, требуют определенной адаптации к нашим условиям (экономической и политической нестабильности). Основная идея разрабатываемой системы логистизации экономических потоков на потребительском рынке направлена на развитие логистики как нового направления экономической науки, ее прикладных аспектов, связанных со сферами сбыта и товародвижения на потребительском рынке. Именно поэтому в работе исследуются различные стороны деятельности пищевых предприятий по реализации производимого ассортимента товаров и процессы оптимизации материальных и информационных потоков в дистрибьюции.

1. Особенности развития и функционирования потребительского рынка


Основные проблемы продовольственного сектора российского потребительского рынка, обусловлены накопленными проблемами в агропродовольственном секторе экономики, общим социально-экономическим кризисом в стране, ошибками в аграрной политике, а также специфическими отраслевыми проблемами, которые усугубляют положение. Поэтому даже при расширении спроса на отечественную продовольственную продукцию рост ее производства сдерживается ресурсными возможностями.

Нерешенной проблемой остается межотраслевой диспаритет цен и доходов. Ценовой пресс со стороны массы посредников и перекупщиков привел к много-кратному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта. Девальвация рубля в 1998 г. создала благоприятную ценовую ситуацию на продовольственном рынке, ее сохранение на последующие годы позволит обеспечить рентабельное производство в агропродовольственном комплексе (АПК).

Немаловажной проблемой является ограниченный спрос на агропродовольственную продукцию. Либерализация цен в 1992 г. привела к отмене государственных продовольственных дотаций, которые достигали по некоторым базовым продуктам 80 % розничной цены. Это резко сократило покупательную способность населения.

Проблема сбыта для отечественных товаропроизводителей была усугублена внешнеторговой экспансией продовольствия. Финансовый кризис 1998 г. сделал импорт продовольствия заметно менее выгодным. В результате за счет сокращения потока импортных товаров создались возможности для расширения рынка сбыта отечественного продовольствия. Вместе с тем падение реальных доходов ограничивает общий спрос населения на продукты питания, в первую очередь белковосодержашие (животноводческие).

Здесь и далее дефиницию “поток” следует понимать следующим образом, поток – направленное движение чего-либо условно однородного (например, процессов каких-либо продукции, информации, финансов, материалов, ресурсов и т.п.). [12, стр. 516]

В настоящее время на долю пищевой промышленности приходится более половины продовольственного товарооборота. Всего в ее составе более 30 подотраслей, объединяющих более 28 тыс. предприятий и малых производств (количество которых увеличилось за последние годы в 2,2 раза) с численностью работающих 1,5 млн. человек.

В результате приватизации в пищевой и перерабатывающей промышленности 82 % крупных и средних предприятий преобразованы в открытые акционерные общества, около 12 % — в закрытые акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью, около 6 % — проданы на конкурсах и только около 287 предприятий относятся к федеральной собственности. Предприятия федеральной, муниципальной и смешанной формы собственности (где доля государства более 25 %) составляют 30 % от общего числа предприятий. На них производится 2/3 всей продукции.

Сложившаяся в 90-х годах производственно-экономическая ситуация в пищевой и перерабатывающей промышленности характеризуется резким спадом производства продуктов питания, кризисным состоянием большинства предприятий пищевых отраслей, старением основных производственных фондов, особенно их активной части. Основными причинами этого являются отсутствие стабильной системы обеспечения предприятий качественным сырьем и его высокая стоимость, постоянное повышение цен на энергоносители и железнодорожные перевозки, неурегулированность финансовых потоков между поставщиками сырья, перерабатывающими предприятиями и торговыми организациями, непомерная плата за пользование кредитами.

За годы осуществления рыночных реформ в результате просчетов в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике проявились негативные тенденции в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности, приведшие к катастрофическому снижению величины потоков готовой продукции, поступающих на национальный потребительский рынок от товаропроизводителей, ухудшению обеспечения населения отечественными продовольственными товарами, что является одной из причин социальной напряженности в обществе.

В условиях общего спада производства в отраслях народного хозяйства в наиболее уязвимом положении оказалось сельское хозяйство, особенно животноводство. Такие негативные факторы, как, отмеченный выше, диспаритет цен (за 1991— 1997 гг. совокупные цены на сельскохозяйственную продукцию воз-росли в 2,2 тыс. раз, а используемые в аграрной сфере промышленные средства - в 9,3 тыс. раз), отсутствие государственного контроля за ценами и оплатой труда, монополизм торговых и сервисных структур, хронические неплатежи за сданную продукцию, сокращение государственного финансирования, необоснованное удорожание кредитных ресурсов, продолжающаяся продовольственная интервенция по импорту, сделали животноводство убыточным. Кроме того, за-медленный в силу специфики оборот капитала в аграрной сфере — один раз в 1—2 года (в сфере торговли 60-65 раз в год) - делает аграрный сектор в условиях рынка неконкурентоспособным в сравнении с другими отраслями экономики.

Однако, начиная с 1997 года, ситуация меняется в положительную сторону. Многие предприятия и подотрасли пищевой и перерабатывающей промышленности постепенно стали увеличивать объемы производства.

Увеличение производства пищевой продукции наряду с государственными мерами по защите отечественного товаропроизводителя (введение повышенных таможенных пошлин на импорт продовольствия, а также квот и других ограничительных мер) позволило существенно сократить поток импорта.

Регулирование входящих из-за границы потоков продовольствия и сырья осуществлялось путем применения ввозных таможенных пошлин. В целях стабилизации товарных потоков на потребительском рынке Правительством Российской Федерации были приняты Постановления № 1203 от 15 октября 1998 г. и № 1226 от 21 октября 1998 г. «Об отмене дополнительной импортной пошлины и снижении базовой ставки ввозной таможенной пошлины».

В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию особенно актуальной становится необходимость усиления роли государства в обеспечении повышения качества продукции продовольственного комплекса. Потребуется выработать единые требования к качеству продукции, гармонизировать основные показатели ее безопасности, действующие в России и других странах, другими словами приложить в кратчайшие сроки максимум усилий для логистической интеграции отечественной пищевой индустрии в мировую систему обеспечения продовольствием населения земного шара.

Под логистической интеграцией следует понимать способ, форму системообразования в слабоструктурированной среде, к каковой, в частности, относятся производственно-коммерческая (предпринимательская), коммерческая и другая экономическая деятельность, позволяющие синтезировать логистические системы на всех уровнях экономики: мирко-, мезо-, макро-.[12, стр. 505]

Обеспечение высокого качества и сохранности пищевой продукции практически неосуществимо без обновления материальной базы отрасли. Удельный вес высокотехнологичных видов продукции в России сейчас не превышает 1 %, тогда как, по данным ООН, критический уровень таких продуктов в общем объеме должен составлять 10-15 %.

Острейшей проблемой в плодоовощной, мясной и молочной промышленности остается катастрофический дефицит специализированных складских и распределительных терминалов. Треть холодильников в мясной и молочной промышленности находится в аварийном состоянии и требует срочной реконструкции и восстановления.

Отсутствие в стране развитой индустрии по изготовлению тары и тароупаковочных материалов привело к тому, что только 40 % потока продуктов питания отечественного производства поступает в распределительные каналы в расфасованном виде.

Необходима целенаправленная политика модернизации материально-технической базы пищевой и перерабатывающей промышленности на основе принятия и реализации целевых программ логистизации отрасли.

В настоящее время разработан проект федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 605. Предусмотрена реализация программы в два этапа – 2002-2004 гг. и 2004-2006 гг.

Важным фактором логистизации пищевой и перерабатывающей промышленности должна стать агропромышленная интеграция, осуществляемая в таких формах, как создание отраслевых союзов (ассоциаций) сельхозтоваропроизводителей, финансово-промышленных групп, агрокомбинатов, а также гармоничной инфраструктуры, обслуживающей процессы производства, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.

Теоретическая основа развития, функционирования и логистизации потребительского рынка представляет собой методологическую базу общей экономической теории, системологии, логистики, маркетинга, менеджмента и ряда других наук.

Согласно терминологическому словарю А.Н. Родникова: логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, переработки сырья и материалов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации [11, стр. 49].

В широком смысле логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- и макроэкономической среде для достижения поставленных перед ней целей.

В узком смысле логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств, контроля и регулирования движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.[10, стр. 8]

Применение логистического подхода должно стать основополагающим фактором реализации мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности производства и сбыта пищевой продукции на потребительском рынке. Значительный прогресс в деле рационализации этих сфер деятельности может быть достигнут путем максимальной координации материальных, информационных и финансовых потоков при их гармонизации, что и является одной из основных задач логистики.

Отличительная особенность предлагаемого развития рыночных отношений на рынке продуктов питания состоит в формировании их на принципах логистического подхода к взаимоотношениям субъектов потребительского рынка и управлению экономическими потоками. Основа его - в применении методов исследования развития и функционирования больших технико-экономических систем, моделировании развития данных систем в целях их последовательной рационализации и оптимизации.

Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что рынок продуктов питания должен представлять собой адаптивный механизм в пространстве управления товарными, финансовыми и информационными потоками между его субъекта-ми при балансе их интересов на основе договорных отношений, достоверной информации и инструментального обеспечения логистики.

Читать далее...