Хасаншин И. А. Теоретические основы логистизации сбытовой деятельности предприятий пищевой промышленности. (ч. 3)

3. Организационно-экономические и методические основы логистизации предприятий пищевой промышленности.

В предыдущем параграфе было отмечено, что чаще всего логистизация деятельности предприятия начинается со службы сбыта и постепенно распространяется на другие подразделения предприятия. Далее необходимо рассмотреть ключевые аспекты организационно-экономических и методических основ логистизации предприятий пищевой отрасли.

Российская пищевая промышленность находится сейчас в переломной точке. В будущем она будет больше ориентироваться на рентабельность производства и на расширение ассортимента продукции. Важную роль играет при этом логистика, которая помогает контролировать, оптимизировать и управлять технологическими, производственными и экономическими процессами.

Целеустремление создавать «идеальные», по возможности наиболее совершенные производственно-коммерческие системы и производственные отношения, институции разного рода и структуры их взаимосвязей — вот миссия логистики — логистического мышления, ее общей методологии, интегрирующей функции логистического подхода.

Логистизация — тотальная организация логистических систем и цепей на основе теории логистики.[12, стр. 53]

Не случайно в открытой рыночной экономике логистика сформировалась и взята была на вооружение, широко стала распространяться в предпринимательской сфере лишь с 60-х гг., то есть, начиная с определенного качественного уровня рыночных отношении.

В разных моделях экономики (в зависимости от степени монополизации, условий конкуренции, доли государственного сектора) имеются различные объективные предпосылки целесообразности и эффективности применения логистического подхода как метода организационно-аналитической оптимизации производственно-коммерческой деятельности.

Экономическая логистика как наука призвана разрабатывать также методы моделирования потоковых систем и нахождения оптимального решения при управлении этими системами. Объектом логистики являются сложные динамические производственно-коммерческие комплексные системы МТО и сбыта, включающие организационно-экономическую и технологическую (снабженческую) деятельность, организационно-экономические, транспортно-технические операции, организационно-заготовительную и производственно-технологическую, организационно-технологическую и коммерческо-сбытовую деятельность. Характерными особенностями такого объекта являются: рассосредоточенность технических средств и коллективов людей на громадной территории; мобильность значительной массы технических средств (транспортных); высокая фондоемкость технических средств; зависимость от результатов работы большого числа смежных подсистем (грузоотправителей, грузополучателей, поставщиков ресурсов). Добиться совпадения усилий и интересов коллективов отдельных подсистем и системы в целом часто бывает далеко не просто. Логистика с ее системно-кибернетическим целостным подходом к изучаемым материально-информационным потоковым процессам помогает найти пути решения и этой проблемы.

Необходимость экономического централизма в пищевой индустрии сегодня обусловлена задачами, во-первых, общего развития потребительского рынка как целого и, во-вторых, координации для успешного достижения целей каждым участником, вовлеченным в общий производственно-коммерческий процесс. Реализацию этого централизма неправомерно полностью идентифицировать с ролью государства в экономике, нельзя оставлять без внимания формирование организационно-экономических структур самими участниками предпринимательской деятельности. Иначе говоря, надо видеть наличие двух уровней концепции экономического централизма, которые можно назвать соответственно макро- и мезоуровнем.

Создание наряду с обычными органами управления особого координирующего звена (логистиков), осуществляющего комплексное управление всей деятельностью предприятия в направлении организации наиболее рационального движения материалов в производстве начиная с момента их заказа поставщику до сдачи готовой продукции заказчикам, представляет собой новое — логистическое — решение организационной проблемы, при котором важную роль играют органы МТО и сбыта.[12, стр. 29]

На практике, однако, фирмы, принявшие организационный подход, допускают отступления от буквального следования изложенному принципу. Многое зависит от специфики производственно-коммерческого содержания деятельности той или иной фирмы. Так, например, управленческая схема корпорации, занимающейся производством пищевых продуктов и внедрившей систему «сквозного» (то есть логистического) подхода к оптимизации материальных потоков, скорее всего, будет выделять в качестве базового транспортный отдел, включая в его функции управление складским хозяйством и сбытовыми точками.

В области логистики также постулируется принцип, согласно которому стратегическое планирование — процесс творческий, оно ориентировано в большей степени на цели, чем на процессы, и на то, что творчество нельзя представить без инноваций. Очевидно, что логистика — уникальная сфера творчества для стратегической ориентации.

Стратегическое планирование генерирует цепочку технических планов, когда идентифицированы цели и действия в оперативных ситуациях на каждый день для реализации принципа «just-in-time».

В оперативных (тактических) планах усилия управленцев (менеджмента) уже акцентируются на конкретных действиях, например на процессах сбыта и распределения. В логистике отдается приоритет не отрасли экономики, а региону. Территориальная специализация и рационализация имеют особое значение для малых и средних предприятий с небольшими циклическими на интервалах времени потоками продукции широкой номенклатуры. В таких условиях для обслуживания материальных потоков целесообразно создавать региональные распределительные складские центры. Тогда первостепенное внимание уделяется высокоэффективному сервису, который обеспечивает комплекс услуг от упаковки, группировки грузов до выполнения складских и перегрузочных операций.[12, стр. 141]

Одно из направлений по реформированию предприятий пищевой индустрии лежит в плоскости создания механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистической системы (ЛС): «поставка – производство – складирование – транспортировка – сбыт». Современные условия развития экономических процессов настоятельно требуют создания условий по объединению пищевых, коммерческих предприятий и предприятий инфраструктуры рынка в интегрированные логистические цепочки. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.

Организационно-экономическими и методическими основами для интегрированного логистического подхода в пищевой индустрии могут служить:
1) новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятий пищевой промышленности;
2) реальные перспективы и современные тенденции по интеграции участников хозяйственных связей между собой, развитию новых организационных форм – логистических сетей;
3) технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для взаимодействия и снижения затрат.

Динамика рыночных отношений, глобализация международного бизнеса и ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных, финансовых и информационных потоков, сокращению числа агентов в логистических цепях, уменьшению устойчивости и надежности их функционирования вследствие кардинального уменьшения материальных запасов в производстве и распределительных сетях. Поэтому достижение стратегических целей бизнеса становится возможным при дальнейшей интеграции логистических систем в логистические распределительные сети. Сетевой принцип становится одним из эффективных средств поведения пищевых предприятий в рыночной среде. Работа предприятий в составе логистических сетей определяет целый ряд преимуществ, связанных с объединением независимых рисков, то есть уменьшением числа «колебаний» в системе, а также существенным снижением затрат и повышением качества функционирования всей системы. Основная причина их создания кроется в том, что в современных условиях успех фирмы зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и конкурентные возможности других участников логистической системы.

Таким образом, применение современных интегрированных технологий, которыми располагают некоторые российские предприятия пищевой промышленности, позволяют обеспечить феномен снижения затрат в условиях тотальной ограниченности ресурсов. В условиях новых экономических реалий система хозяйственных связей «поставщик-производитель-потребитель» преобразуется в интегрированные логистические цепочки, которые образуют «горизонтальные корпорации» и альянсы. Они снижают расходы на взаимодействие участников цепочки между собой и с конечными потребителями.

Методологические принципы, а также практические инструменты анализа и синтеза современных ЛС дифференцируются в зависимости от их вида и уровня иерархии. Одним из факторов развития макрологистических (глобальных) систем является регионализация, которая проявляется как на уровне одной страны, так и в международном масштабе.

На развитие макрологистики во многом влияют региональные особенности воспроизводства. Особенно актуален учет региональных аспектов формирования ЛС для нашей страны с ее огромной территорией. Уникальное сочетание социально-экономических и природно-климатических факторов в каждом регионе определяет особое соотношение спроса и предложения на продукцию, ценовую политику, специфику деятельности логистических посредников и другие региональные особенности.

На региональном потребительском рынке формируется целая группа логистических посредников: транспортные фирмы, оптовые торговые посредники, товарные и фондовые биржи, банки, крупные транспортно-складские комплексы, грузовые терминалы и вычислительные центры. Наряду с внутрипроизводственными логистическими системами предприятий пищевой промышленности региона они образуют тот фундамент, который необходим для построения современных макро- и микро-, внешних и интегрированных ЛС.

Опыт США, Японии и стран Западной Европы в формировании региональных ЛС показывает, что они развиваются в следующих основных направлениях:
• создание крупных региональных оптовых торговых посредников и логистических центров физического распределения продукции;
• формирование складов общего пользования на территории региона;
• создание посреднических логистических компаний, выполняющих функции логистики по контрактам с промышленными фирмами региона;
• расширение функций логистических посредников. Стремление к контролю как можно большего количества звеньев полной логистической цепи производителей продукции в физическом распределении, финансовом и информационном обеспечении товародвижения.

Можно выделить следующие основные задачи, решаемые логистическими посредниками в региональных ЛС:
• выбор оптимальных видов и типоразмеров тары и упаковки при доставке и транспортировке МР и ГП потребителям;
• дальнейшее углубление процесса контейнеризации перевозок, создание контейнерных терминалов;
• выбор эффективного вида транспорта, оптимизация структуры парка подвижного состава;
• оптимальная маршрутизация перевозок продукции по территории региона;
• переключение перевозок с одного вида транспорта на другой;
• оптимизация смешанных перевозок;
• развитие интер-, мультимодальных и терминальных перевозок;
• координация работы транспорта в транспортных узлах;
• разработка и внедрение эффективных способов погрузки-разгрузки, современной техники и технологии упаковки, сортировки, хранения, погрузочно-разгрузочных работ;
• создание современных автоматизированных транспортно-складских комплексов, баз и складов общего пользования, грузовых терминалов;
• оптимизация структур региональных дистрибутивных систем для различных материальных потоков;
• определение оптимального количества и размещения баз и складов в дистрибутивных сетях;
• совершенствование транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей, создание крупных транспортно-экспедиционных фирм;
• оптимальный поиск и закрепление потребителей за поставщиками МР и ГП;
• стратегическое планирование, маркетинг;
• физическое распределение в процессах снабжения и сбыта продукции производителей;
• контроль, автоматизированный учет и оптимальное управление запасами МР и ГП у производителей и в системах дистрибьюции;
• информационно-компьютерная поддержка региональных процессов товародвижения;
• создание региональных телекоммуникационных сетей и систем связи для управления материальными и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками;
• рациональное установление и регулирование финансовых связей и отношений между логистическими посредниками.
Как правило, в мировой практике региональные ЛС являются большими и сложными стохастическими системами, что проявляется в интегральном взаимодействии таких комплексных факторов и причинных отношений как:
• наличие большого количества элементов — звеньев ЛС;
• сложный характер взаимодействия между звеньями ЛС по материальным, финансовым и информационным потокам;
• многопрофильность (многоассортиментность) региональных материальных потоков;
• большое количество и сложность логистических операций и функций, выполняемых логистическими посредниками в регионе;
• трудно формализуемый, качественный характер взаимосвязей и критериев функционирования региональных звеньев ЛС;
• стохастический характер большинства факторов и процессов, затрудняющих формирование логистического управления;
• существенная роль субъективных факторов, обусловленных наличием человека в звеньях систем управления логистических структур.[12, стр. 414]

Указанные факторы предопределяют необходимость использования одного из основополагающих методологических принципов для анализа и синтеза региональных ЛС, а именно: системного подхода. Методы системного подхода (анализа) являются наиболее действенными и эффективными при решении сложных проблем формирования региональных ЛС.

Несмотря на то, что основные принципы и положения системного подхода являются достаточно хорошо известными и общими для анализа и синтеза сложных экономических и технических объектов, необходимо конкретизировать и уточнить некоторые принципиальные особенности системного подхода при формировании региональных ЛС.
1. Региональная ЛС является сложной динамической иерархической и стохастической системой, состоящей из многочисленных взаимодействующих и взаимосвязанных ЗЛС со своими многоуровневыми иерархическими структурами.
2. Звенья (элементы) региональной ЛС характеризуются относительной стабильностью целевого и функционального назначения, однако, в целом для региональной ЛС они недоопределены, так как зависят от того, какие цели и стратегии достижения целей принимаются ее отдельными звеньями и какая структура в соответствии с этим формируется.
3. Каждый регион как объект исследования уникален в смысле наличия определенной системы факторов, связей и процессов, значительное количество которых являются стохастическими или качественными (субъективными), что вызывает высокую степень неопределенности в поведении исследуемого объекта и формировании управления.
4. Региональная ЛС представляет собой синергию материальных, информационных и финансовых потоков и процессов, образующих адаптивную систему, включающую объект и субъект логистического управления.
5. При синтезе региональной ЛС должна использоваться интегральная парадигма - логистики, реализующая общую стратегическую, тактическую или оперативную цель бизнеса участников при оптимальном использовании в системе материальных, финансовых, информационных и трудовых ресурсов и согласовании локальных критериев функционирования ЗЛС с глобальной целью оптимизаций. Целевая функция оптимизации при этом является, как правило, многокритериальной.
6. Важнейшими системными характеристиками региональной ЛС как самоорганизующейся адаптивной структуры, реализующей цели бизнеса ее участников в изменяющейся рыночной среде, являются: надежность, устойчивость и адаптивность, направленные на поддержание равновесия системы в условиях неопределенности.
7. Управление региональной ЛС не может быть полностью формализовано, что вызывает необходимость построения комплекса формализованных моделей и неформальных процедур и представлений.
8. Информационно-компьютерная поддержка должна охватывать как можно большее количество процессов управления и объектов региональной ЛС. [13, стр. 495]

Теоретически возможная модель логистической интеграции предприятия пищевой промышленности в региональный рынок представлена на рис. 3.

115.JPG
Рис. 3. Укрупненная модель логистической интеграции предприятия пищевой промышленности в региональный рынок.

В заключение необходимо отметить, что системный подход к анализу и синтезу региональных логистических структур требует рассматривать каждое звено ЛС как подсистему, выполняющую некоторые функции в ЛС, обеспечивая ей получение эффективного целевого результата, и в то же время, как самостоятельную рыночную структуру (в случае привлечения логистических посредников), добивающуюся своих целей на рынке, например, получения максимальной прибыли. Это значительно усложняет формирование управления в ЛС и обуславливает создание органа высшего логистического менеджмента для координации и интеграции действий звеньев логистической системы.

Читать далее...